Кабинет биологической обратной связи (БОС)

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №11

им. И.А.Бурмистрова г. Ставрополя               

Кабинет биологической обратной связи (БОС)

 

Сегодня в России решение проблем в социальной сфере является приоритетным.

Общество и государство всё больше внимания обращает на проблемы образования и здравоохранения.

Реализация современных здоровьесозидающих образовательных технологий предполагает качественную и объективную оценку эффективности проделанной работе.

В 2002 году в системе образования России появилась новая оздоровительная технология, получившая название "Бос-Здоровье".

 

Данная технология использует принцип биологической обратной связи. БОС позволяет увидеть и услышать работу органов и систем человека, и обучить его организм совершенной работе.

Биологическая Обратная Связь (БОС) - это метод медицинской реабилитации, при котором человеку с помощью электронных приборов мгновенно и непрерывно предоставляется информация о физиологических показателях деятельности его внутренних органов посредством световых или звуковых сигналов обратной связи.

Опираясь на эту информацию, можно научиться произвольно изменять эти в обычных условиях неощутимые параметры.

Метод биологической обратной связи (БОС)- активно развивается в современной медицине и получил широкое распространение во многих её областях.

Метод БОС имеет хорошее аппаратурное оснащение, которое прошло всё необходимые процедуры патентования и регистрации в Министерстве здравоохранения Российской Федерации.

Первое и самое важное, чему должен обучиться с помощью технологии БОС ученик, учитель и любой другой человек-это сформировать и поддерживать у себя навык диафрагмально- релаксационного типа дыхания (ДРД) с максимальной ДАС.

Диафрагмальное дыхание "без усилий" , или релаксационное, является естественным и физиологически наиболее оптимальным для организма человека , а величина ДАС отражает успешность взаимосвязанной работы основных физиологических систем - дыхательной и сердечно-сосудистой. Под величиной ДАС понимают разницу между величинами пульса на вдохе и на выдохе , возникающую как результат влияния фаз дыхания на частоту сердечных сокращений (ЧСС) Это означает: на вдохе величина пульса увеличивается, на выдохе - уменьшается. Чем больше величина ДАС, тем лучше гомеостаз человека, лучше функционируют физиологические системы. Дыхательная гимнастика и её отдельные упражнения являются универсальным средством физической культуры, которое включается во все программы оздоровления и реабилитации. Для здорового ребёнка характерен диафрагмально - релаксационный тип дыхания . Формирование и поддержание такого типа дыхания является базисом и необходимым условием успешной реализации любой программы оздоровления и реабилитации.

Главный вопрос любой программы оздоровления и реабилитации -вопрос дозы упражнений. Сколько дыхательных упражнений , и каких, нужно выполнить конкретному ребёнку , чтобы достичь программируемого эффекта? Какие показатели должны быть выбраны для проведения оперативного и интегрированного контроля эффективности процедур и курсов оздоровительной дыхательной гимнастики? В наилучшей степени принцип индивидуальности дозирования и обеспечения мониторного контроля эффективности, как отдельных занятий , так и курса оздоровительной дыхательной гимнастики отвечает представленная в настоящих методических рекомендациях методика формирования и тренировки диафрагмально- релаксационного дыхания с использованием метода биологической обратной связи (БОС) , которая была разработана А.А.Сметанкинным.

 Данная методика в течение последних 15 лет прошла многочисленные и подробные клинические апробации, получила хорошее аппаратурное обеспечение и нашла широкое применение в медицине и коррекционной педагогике.

 Методика выработки и тренировки диафрагмально -релаксационного дыхания является составной частью многих лечебных, профилактических, реабилитационных и оздоровительных программ, реализуемых широким кругом специалистов , работающих в дошкольно-школьных учреждениях (врачи, медсёстры, специалисты лечебной -физкультуры, специалисты по физическому воспитанию, логопеды, психологи, педагоги и другие специалисты , допущенные по своему образовательному статусу к проведению оздоровительных программ для детей).

В серии многочисленных научных исследований было доказано, что формирование и тренировка диафрагмально-релаксационного типа дыхания является необходимым условиям и базисом, на котором строятся программы реабилитационной и оздоровительной направленности. Необходимо отметить, что аппаратура БОС имеет многоцелевое назначение. Она не только обеспечивает проведение дыхательных тренингов, но и может быть использована для диагностики состояния системы дыхания, вегетативной регуляции , а так же для формирования банка данных при осуществлении мониторинга. Это особенно актуально в связи с тем, что оздоровление детей, посещающих школьно-дошкольные учреждения , в последнее время стало одним из приоритетных направлений работы Министерства образования и Министерства здравоохранения РФ.

Важно отметить, что внедрение таких уроков в образовательный процесс позволяет решать целый ряд задач:

  •  повысить уровень культуры здоровья учащихся и педагогов,

  • сохранить и укрепить своё здоровье,

  • снизить заболеваемость наиболее распространёнными заболеваниями, в том числе обусловленными образовательным процессом.

Выработка диафрагмально-релаксационного типа дыхания производится путём последовательной тренировки в выполнении статических дыхательных упражнений с акцентом на диафрагмальный тип дыхания, на фоне релаксации, с использованием в качестве объективизации метода ДАС-БОС тренинга до достижения должных показателей дыхательной аритмии сердца, характерных для здоровых детей с учётом возраста. Формы проведения занятий в соответствии с принятой классификацией ЛФК могут быть индивидуальными , мало групповыми и групповыми.

Применение методики оздоровительной дыхательной гимнастики с использованием метода БОС в школьно-дошкольных учреждениях показано для решения следующих задач:

  • оказание общеукрепляющего и оздоравливающего воздействия на организм ребёнка;

  • повышение неспецифичной резистентности организма ребёнка;

  • повышение уровня концентрации внимания и успеваемости;

  • обучение произвольной регуляции организма с целью профилактики неблагоприятных последствий стресса и гиподинамии.


   


 

Перечень нормативно- правовых документов, регламентирующих работу

по технологии биологичекой обратной связи (БОС).

1.      Приказ Министерства Здравоохранения РФ № 114 от 21.03.03 «Об утверждении отраслевой программы «Охрана и укрепление здоровья здоровых» на 2003-2010 годы»

2.      Постановление Правительства РФ 11.02.02 № 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности»

3.      Приказ М3 РФ № 249 от 19.08.97 «О номенклатуре специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала»

4.      Приказ М3 РФ № 337 от 20.08.2001 «О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию спортивной медицины и лечебной физкультуры»

5.      Соответствующие п.п. Зи 4 распоряжения Министерства Образования по допуску к проведению оздоровительных мероприятий (включая ЛФК) медицинскими и педагогическими работниками, в т.ч. школьно-дошкольных учреждений

6.      Приказ МО РФ № 4433 17.12.2002 О научной программе «Федерально­региональная политика в науке и образовании»

7.      Приказ М3 РФ № 186 от 05.06.98 «О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием»

8.      Приказ М3 РФ № 249 от 19.08.97 «О номенклатуре специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала»

9.      Приказ М3 РФ № 156 от 10.05.2000 «О разрешении на применение в медицинских целях изделий медицинского назначения и медицинской техники отечественного и зарубежного производства в РФ»

10.   Приказ М3 РФ № 258 от 10.08.2002 «О совершенствовании реабилитационной помощи детям - инвалидам и инвалидам с детства»

11.   Приказ М3 РФ № 337 от 20.08.2001 «О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию спортивной медицины и лечебной физкультуры»

12.   Приказ М3 РФ № 337 от 27.08.99 «О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения РФ»

13.   Приказ МО РФ № 393 от 11.02.2002 «О Концепции модернизации российского образования на период 2010 года»

14.   Приказ МО РФ № 867 от 15.03.2002 «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи»

15.   Приказ М3 РФ № 113 от 21.03.03 «Об утверждении концепции охраны здоровья здоровых в РФ»

16.   Решение коллегии М3 РФ протокол № 12 от 25.06.02 «О концепции охраны здоровья здоровых в РФ»

17.   Приказ М3 РФ № 309 от 06.08.1999 «О введении в действие санитарных правил «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений»

18.   Приказ М3 РФ № 1917 от 26.06.2000 «Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей»


 


 

Работа кабинета «БОС-Здоровья» в нашей школе началась с октября 2002 года в виде уроков оздоровительной дыхательной гимнастики. Занятия проводятся пять раз в неделю с учащимися начальной школы.

Формы проведения занятий: групповые и индивидуальные.

            Тренажеры БОС «Дыхание » установлены на базе  класса начальной школы.

Он предназначен для проведения дыхательных тренингов, восстановления, сохранения и укрепления здоровья путем выработки правильного диафрагмально-релаксационного типа дыхания с максимальной индивидуальной дыхательной аритмией сердца (ДАС). ДАС - разница частоты пульса на вдохе и выдохе.

            Каждое практическое занятие имеет два периода: период работы (тренировки) и период отдыха.

В периоды работы предъявляются звуковые и зрительные сигналы обратной связи, с помощью которых можно научиться правильно управлять своим дыханием и величиной ДАС. Зрительные сигналы обратной связи представлены в игровых сюжетах («столбик», «закрась забор», «раскрась картинку», «окно», «пчела»). Успешность результата зависит от правильности вдоха и выдоха.

            В периоды отдыха сигналы обратной связи не предъявляются, то есть представляется возможность отдохнуть, расслабиться, переключить свое внимание. Для этого показываются тематические слайды («города мира», «животные», «рыбы», «природные явления», «пригороды Петербурга»), сопровождаемые приятной, спокойной музыкой.

            Курс оздоровительной дыхательной гимнастики по методу БОС состоит из 12-ти практических занятий.

            Применение методики оздоровительной дыхательной гимнастики с использованием метода БОС позволяет

  • оказывать общеукрепляющее воздействие на организм человека;

  • повышать уровень концентрации внимания и успеваемости;

  • нормализовать темпы биологического созревания и показатели физического развития;

  • снизить заболеваемость;

  • обучить произвольной регуляции функциями организма с целью профилактики неблагоприятных последствий стресса и гиподинамии.

 

   


 


Дата последнего обновления страницы 19.09.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения